Casual и blokecore: как футбол повлиял на мировую моду
официальный сайт Koché
За несколько сотен лет футбол прочно вошел в мировую моду, вдохновляя и трансформируя современные образы. Свободный стиль casual и дерзкий blokecore часто появлялись в коллекциях дизайнеров, но своей популярности в первую очередь обязаны самой известной игре с мячом. Рассказываем, как, казалось бы, два таких далеких мира — футбол и мода — пересекались между собой, и что они переняли друг от друга.
Было на поле, появилось на полке
Джерси
GQ
Этот элемент спортивной формы берет свое начало из 1980-х годов и производится в основном из синтетического или шелкового волокна. Джерси стали популярны за пределами стадионов практически моментально. После этого футболки появились в коллекциях многих брендов — Vetements, Off-White, Patta, Pleasures, Palace и других.
Шорты
Getty Images
Долгое время использовать этот предмет вне пляжа не разрешалось — оголенные колени показывать было не принято. Футболисты стали их надевать только в XX веке. Постепенно общественность привыкла к открытому низу и шорты стали привычным элементом повседневной одежды, уйдя в массы.
Кроссовки
Soccer Bible
Когда в 1925 году братья Адольф и Рудольф Даслеры придумали первые шипованные бутсы, произошел большой и важный шаг в развитии спортивной обуви. После Второй мировой войны предприятие родственников разделилось на две самостоятельные компании — Adidas и Puma. Они продолжали улучшать футбольную обувь и экспериментировать. Так, вскоре на мировом рынке появились кроссовки.
Яркие геометрические фигуры
кадр из документального сериала «Время „Спартака”»
В документальном сериале «Время “Спартака», который можно увидеть на Кинопоиске, авторы охватили эпоху 90-х. Практически во всех эпизодах видно, что спортсмены носят форму с различными яркими элементами, как во время игр, так и вне стадиона. Мода на принт с фигурами отразилась на повседневном гардеробе обычных людей — такой дизайн одежды можно было все чаще встретить на улицах.
Как появился casual
У становления этого стиля есть множество версий, и по одной из них ключевым фактором в развитии casual стал именно футбол. Главными трендсеттерами этого образа считаются болельщики «Ливерпуля», которые славились своим агрессивным нравом. В 1980-е годы во время выездных матчей любимой команды они начали привозить из других стран своеобразные трофеи — обувь и одежду неизвестных для Британии брендов.
The Face Magazine
Еще в зарождении стиля casual сыграло желание футбольных хулиганов не привлекать к себе лишний раз внимание полицейских. Теперь болельщиков английских клубов можно было вычислить по одежде от Nike, Adidas, Kappa, Puma, Cerutti 1881, Australian, Lacoste, Stone Island, Sergio Tacchini, FILA и многих других брендов.
Casual принес в гардеробы футбольных болельщиков, подростков и работяг кроссовки, рубашки-поло и яркие спортивные костюмы. Поначалу модным домам не нравилось, что их вещи носят хулиганы из бедных районов. Однако с популярностью фанатских движений и фильмов про футбол, это мнение изжило себя, и дизайнеры стали создавать такую одежду, которая бы защищала от холодов, дождя и была удобной.
Как зародился современный blokecore
Body + Soul
В 2022 году в соцсетях вошел в моду тренд blokecore — стиль, который популяризировали пользователи TikTok, соединив спортивную атрибутику и повседневную одежду. Джинсы, кроссовки Adidas Samba и джерси различных футбольных клубов — именно это и есть blokecore.
Изначально тренд предполагал винтажные футболки с именами легендарных спортсменов или ретро-джерси. Но потом стиль ушел гораздо дальше — с юбками начали носить стилизованные футболки клубов, а бутсы, и гольфы стали надевать с повседневной одеждой. Среди модных домов к такому образу обращались, например, Balenciaga совместно с Adidas.
Футбол в моде
Дизайнеры используют спортивную одежду в образах на модных показах, чтобы широко разрекламировать будущую коллекцию. Например, в 2001 году бренд Miu Miu представил бутсы на высоком каблуке. В свою очередь, спортивные клубы делают коллаборации с дизайнерами в качестве дополнительной рекламы и расширения аудитории. Также модные дома часто приглашают звезд футбола стать лицом новой коллекции.