О моде, конкуренции, фамилии и… волосах: большое интервью с дизайнером Жаном Грицфельдтом (ЭКСКЛЮЗИВ)
Жан Грицфельдт — украинский дизайнер с немецкой фамилией, который не устает удивлять fashion-индустрию своими эпатажными шоу и безумными идеями. Его показы всегда проходят на высшем уровне, а творения рук этого маэстро носят не только отечественные звезды, но и весь мир. Вы хотели бы узнать поближе столь разностороннего и глубокого человека? Поздравляем, у вас есть такая возможность! Эксклюзивно для нашего сайта. Жан поделился историей успеха, интригами украинской fashion-индустрии и своими смелыми целями.
Назвать Жана простым — уж никак не получится: необычное имя, экстравагантный стиль, космические идеи и огромная популярность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Мир моды знает его не только как профессионала своего дела, но и как самого известного мастера нетипичных локаций и перфомансов. Самые интересные показы дизайнера проходили в аэропорту, на вокзале, в цирке, ЗАГСе и студии Савика Шустера. Это далеко не все "великие дела" молодого человека — он обещает удивлять fashion-индустрию еще больше.
Безусловная доброта, открытое сердце и безграничный позитив — да, это тоже о нем. Как только мы увидели одного из самых известных творцов украинской моды, все стереотипы о пафосе и звездности разбились о его теплую улыбку и добрые шутки. Жан рассказал о своей жизни, поделился мечтами и секретами. Предлагаем вам познакомиться ближе с молодым маэстро и его взглядами на жизнь.
- Жан, у вас ведь немецкая фамилия? Часто спрашивают о том, псевдоним ли это?
Постоянно! Даже мама в какой-то момент (улыбается). Честно говоря, меня это вовсе не раздражает, но удивительно то, что фамилию просто невозможно написать без ошибок, когда произносишь ее вслух. То ли это магия, то ли что… Иногда пишут Розенфельд или Либерман, вместо Грицфельдт. Я вот даже недавно начал коллекционировать исковерканные варианты. А еще мы с семьей часто друг другу присылаем, как кого подписали на письме и сколько ошибок допустили. Но это прикольно и меня такой факт только веселит.
- Хорошо, а кем вы мечтали быть в детстве?
Я рос супертворческим ребенком: занимался танцами, балетом, когда мы с семьей жили в Сибири. Ничего не умел делать своими руками, хотя попытки были — наряжал игрушки, шил одежки для домашних животных. Но это все — баловство. Когда же стал вопрос, чем дальше заниматься в жизни, то хотелось выбрать творческую профессию.
- Выходит, решение "пойти в дизайнеры" появилось уже в осознанном возрасте?
Да. Это не та история, когда я с самого детства мечтал быть дизайнером. У творческих ребят есть тенденция сомневаться.
В принципе, момент выбора дороги для человека — довольно волнительная штука: а правильно ли это, а туда ли я иду, а смогу выстоять?
Мне повезло, что у меня была нейтральная позиция по этому поводу — не было никаких факторов за или против, что и очень помогло при выборе професии.
- Часто сталкивались с критикой в своей жизни?
Вообще, мне критика только вредит, хотя всю жизнь приходится ее слышать. Вспоминаю, когда впервые пошел на курсы художественной графики и мне чуть ли не с порога заявили: "Послушай, парень, может, пойдешь на экономический. Что ты тут забыл вообще?". Приходилось с этим бороться, чтобы идти дальше.
Любой негатив меня тормозит. Я люблю, когда меня хвалят — расцветаю от этого, вдохновляюсь и творю еще больше.
- Жан, а почему в этом сезоне вы представляли свою коллекцию не в рамках UFW?
Важный вопрос — тут есть несколько факторов. Во-первых, так совпало, что мы могли делать показ на этой локации лишь в пятницу, потому что в этот день все камеры, техника и свет были на месте. В любой другой день это было бы для нас просто неподъемно. Хотя, можно ли говорить о неподъемности после показа в аэропорту, или еще где-то? А во-вторых, я думаю, что UFW — это, безусловно, невероятный отрезок моей жизни, который я прожил вместе с этой структурой и благодаря которой стал тем, кем стал. Но пришло время идти дальше.
- Не сложно ли вам будет двигаться дальше самому, ведь UFW — это огромнейшая площадка для пиара и поддержка?
Мы всегда были против правил: одни из первых ушли со стен "Мистецького Арсеналу" еще и в очень сложное время, когда началась революция и Неделя моды стояла под большим знаком вопроса.
Вообще, все дизайнеры в своей профессии каждый день, как на поле битвы. У нас свои сражения, где есть место победам и поражениям. Но, в любом случае, мы не должны никогда опускать руки.
Это очень важно, потому что на дизайнерском поприще довольно-таки легко сойти с дистанции — ты на один сезон пропадешь — и о тебе сразу же забывают. За все время в профессии я уже успел привыкнуть к тому, что будучи в системе — все равно всегда был сам по себе, и за это время я сильно закалился, научившись ни от кого не ждать поддержки. Можно сказать, что благодаря этому мне и моей команде все еще удается будоражить сознание зрителей. Этот показ, как мне кажется, мы сделали на очень достойном, мировом уровне. Савик Шустер со своей командой очень помогли нам в этом: невероятно, какие плоды может давать содружество поколений.
- После вашего ответа возникает вопрос — существует ли конкуренция в украинском fashion-бизнесе?
Нелегкий вопрос. Я всегда переживал по поводу того, что у нас нет такой дружбы, как у заграничных дизайнеров — несмотря на то, что все делят одну индустрию, они все равно остаются с человечными сердцами.
Со своей стороны я часто сталкивался с дурацкими разговорами, сплетнями, кошмаром, который сыпался за спиной непосредственно от коллег со своего же цеха.
- А есть дизайнеры, с которыми вы дружите?
Да! Очень горжусь тем, что у меня все-таки есть немного дизайнеров-друзей, с которыми я общаюсь и у которых могу попросить совет. Например, с Катей Сильченко мы в очень хороших отношениях, особенно после проекта "Подиум". А еще у меня есть мечта — снять в кампейне всех наших дизайнеров. Было бы круто, правда? Только пока никому не говорите (смеется).
- Какую одежду чаще всего покупают из ваших коллекций?
На удивление, это очень звездные наряды и, конечно же, мои трикотажные свитера. Вы же видели, что в этом сезоне мы сделали отдельную тему, посвященную животным, а главное не с целью — "тупо заработать деньги", а со смыслом.
- Насчет "смысла": ваша коллекция была посвящена экологии и разумному потреблению. Сами вы как-то пытаетесь следовать этим принципам?
Стараюсь. В нашей стране это сложно… Пытались внедрить эти баки для сортировки мусора, но оно все заржавело и стоит без дела. То ли мы еще не готовы, потому что отстаем по развитию от других стран по понятным причинам: когда весь мир думал о культуре и об осознанности, мы думали о том, как выжить в связи с войной на наших территориях. Наверное, нужно, чтобы еще прошло время.
Лично я пытаюсь внедрять эти принципы в свою жизнь: ношу с собой водичку в стеклянной бутылке. Но, как видите — пошел переодеваться перед нашей фотосессией, а она упала, разбилась, и кто-то остался без воды (смеется). Еще когда-то мы с командой покупали футболки на фабрике, вместо того, чтобы производить их собственноручно и бездумно тратить ресурсы — это мы делали до того, как появился суперпопулярный тренд на экологию.
- Жан, какие основные цели вы ставите перед собой на ближайший год?
Так хочется стать всемирно узнаваемым брендом… Мы идем в мир! Чего греха таить — Украина меня до конца не понимает и никогда не понимала. Безусловно, те, кто в теме, понимают, сколько на это потрачено сил и ресурсов. Но, как правило, когда выезжаешь, тебе намного быстрее дают отклик в работе, которую ты делаешь. У меня есть подруга — актриса, и мы с ней обсуждали Super Bowl, где Дженнифер Лопес в свои-то годы вытанцовывала. И ты думаешь: "В чем же феномен, когда люди в 50 лет такие же энергичные и заряженные?". Наверное, всемирная любовь дает им очень много сил.
Я не могу сказать, что мне достаточно украинской любви, чтобы полностью раскрыться. Хочется позабирать еще немножко любви там, где люди не скупятся на это.
- Получается, есть вероятность того, что вы не будете представлять свою будущую коллекцию в Украине?
Вообще считаю, что там, где я — там и Украина. Как бы это пафосно ни звучало. Очень сильно люблю свою страну и делаю все возможное для того, чтобы показать ее в мире на достойном уровне. Наша родина славится через свои "недостатки": эти клипы с трущобами и заброшенными зданиями — на самом деле лишь одна сторона медали. А есть и другая, которую я жажду раскрывать. Ни в коем случае не хочется терять эту связь и этот мост, но иногда, чтобы твоя страна ценила тебя больше — нужно выезжать. Тогда люди начинают понимать, что они могут потерять.
- Жан, вы известен как мастер интереснейших локаций и захватывающих шоу. Можете приоткрыть завесу — чего от вас ожидать в следующем сезоне?
Честно говоря, у меня есть невероятная задумка, но я никогда никому не рассказываю… Все всегда думают о том, где же будет показ в следующий раз, и мы становимся в какой-то мере заложниками, потому что каждое шоу ярче предыдущего. Хорошо, что у меня все еще есть несколько козырей в рукаве. Так вот, все шутили о том, что следующий показ будет в космосе: мой ответ — будущее шоу будет в космосе… Только так могу сказать.
- Вас когда-то посещали мысли уйти с моды в другую сферу? Если да, то почему?
Это вопрос от другого дизайнера с продолжением: "И почему вы не ушли?" (смеется). Если серьезно, то да — у меня были такие мысли. Fashion-индустрия — это реально очень непростой бизнес: как физически, так и психически. Стараюсь в эти мысли не углубляться, чтобы не принять глупых решений. А еще у меня недавно состоялся первый мастер-класс, и его я решил начать не со своих успехов, а со своих провалов.
Мне кажется, что формула успеха как раз-таки заключается в провалах, которые ты смог преодолеть. И, поскольку я знаю, что нахожусь на своем месте и могу быть полезным этому миру — буду продолжать это делать. Нет ничего хуже, чем не нести никакой пользи для мира.
- Будь у вас возможность, какой совет дали бы себе 5 лет назад?
5 лет назад я еще был таким ребенком… Меньше обращать внимание на чужое мнение.
И, конечно же, не изменять самому себе, не предавать себя и не переступать через себя. Это ни к чему хорошему не приводит.
- А без чего никогда не проходит ваш день?
Без пения и танцев. А еще очень люблю физическую нагрузку. Не всегда на это хватает времени, но я всех призываю заниматься спортом. Казалось бы, ты лишь тратишь усилия, а на самом деле — приобретаешь энергию, чтобы двигаться дальше.
- Вы также известны и как ди-джей. А вот о том, что вы поете – мы не знали. Пишите песни?
Да, пишу и планирую двигаться еще и в этом направлении. Меня очень часто критикуют из-за того, что одновременно много чем занимаюсь. А я думаю, что это круто быть разносторонней личностью. Пока работаю над музыкой и думаю, как это можно подать на достойном уровне.
- Вы готовите одежду на день вперед?
Нет, я стараюсь сильно наперед не загадывать. Только какие-то точечные и важные моменты. А сильно наперед — это никому не нужно. Ты потом расстраиваешься.
Нужно жить сегодняшним днем и, конечно же, мечтать. Мечтать, но не планировать.
- У вас очень красивые волосы. Как вы за ними ухаживаете?
Спасибо! Меня всегда об этом спрашивают девушки — нужно будет заснять видео. Не могу сказать, что очень сильно за ними ухаживаю. Волосы — это всегда внутреннее состояние организма, питание. Но я часто делаю маски и салонный уход. Никаких секретных секретов нет.
- Не планируете состричь свои волосы? Поменять имидж?
Ну, я себе пообещал, что пока не стану всемирно известным — не постригусь. Меня расстроило то, что все ребята нашего шоу-бизнеса начали отращивать волосы: Саша Каневский, Ваня Дорн. Понимаю, что это тренд сейчас такой, но хочется верить, что я был первым.
- Можете посоветовать книгу?
Хочу признаться, что сейчас мало читаю. Вот недавно я читал книгу "Красная таблетка", Андрея Курпатова — непростая, но могу посоветовать. Там говорится о том, что очень много проблем идет от нашего мозга, который строит иллюзии и ставит блоки. А от этого можно избавиться.
- Так как вы любите музыку — что сейчас в вашем плейлисте?
Немножко слушаю Билли Айлиш — хотя я не люблю этот феномен: "чем младше, тем популярнее". У молодых людей формируются комплексы, когда у них что-то не получается и они смотрят на такой пример "юного успеха". Еще заслушал очень крутой дуэт Тины Кароль и Юлии Саниной — "Вільна". Украинская музыка задает новый уровень. Честно говоря, я очень люблю популярную музыку и если выпущу свой альбом, это точно будет популярный стиль.
- Насчет проекта "Подиум" — как вас туда пригласили?
Не поверите, но это был огромный кастинг. В начале своей карьеры я часто ходил на кастинги, так как параллельно играл в театре. Этот опыт научил меня проще к таким вещам относиться. Кстати, если загуглить, то можно найти видео, где короткостриженый Жан рекламирует банк "Дніпро". Когда я шел на этот кастинг — просто думал, что получу удовольствие и все. Вспоминаю, как пришел, а там сидят Анисимов, Пустовит, Бевза — вся тяжелая артиллерия нашего украинского fashion-бизнеса… И в итоге выбрали меня. Для меня это колоссальный опыт, за который я очень благодарен. Шоу очень круто зашло в Интернете, что подтолкнуло меня к созданию своего собственного проекта, который собираюсь реализовать в скором будущем.
- Можете подробнее поделиться о вашем будущем проекте — что это будет?
Это будет проект о стиле, с новым подходом и свежим взглядом. Мы сейчас накапливаем материал и посмотрим, как его правильно можно будет подать.
- Можете продолжить фразу: "Мода для меня — это…"?
Мода для меня — это жизнь.
Вот первое, что пришло в голову, а как показывает практика — первое, что приходит в голову, является наиболее верным.
Надеемся, что вам понравилось интервью с нашим талантливым героем. Мы же, в свою очередь, хотим поблагодарить музей костюма и стиля — "Victoria Museum" за возможность пообщаться и сделать снимки в столь необычном месте, пропитанным историей моды.
Фото: Анна Либова