А у вас есть счастливое платье? Психология человека по одежде
Она близка к нам, как никто другой; мы ее любим, гладим, иногда подолгу думаем о ней, но о ее подлинном смысле задумываемся крайне редко. Угадали, что это? Речь — об одежде. Что с нами делает модное пальто, любимое платье, незаметный свитер? Почему менять привычки в одежде так трудно – и что это может нам дать, если все же постараться?
Что такое одежда, если говорить не загадками, а попросту? Одежда — это текст, который обязательно считывают окружающие. “Встречают по одежке” — как раз об этом.
Почему мы носим то или иное платье, тот или иной костюм? Человек одевается так, как он хочет себя презентовать.
То, как мы одеваемся, — это волюнтатерапия в действии: мы одеваемся согласно своим желаниям и, выполняя эти желания, мы успокаиваемся, чувствуем себя более уверенными. Наша одежда играет огромную роль в нашем психологическом состоянии.
Как одежда регулирует нашу жизнь
Содержание статьи:
Почему во все времена во всем мире все чиновники одеваются одинаково?
Потому что во все времена и во всем мире чиновник — это часть системы, он безлик по определению. Ему нельзя выделяться. И он именно таким образом себя презентует. И обретает спокойствие.
Женщина может сто раз повторять мантру: “Я одеваюсь так, чтобы нравится самой себе”, — все равно она одевается так, чтобы в ней увидели определенный образ: “я — сексуальный объект”; “я — скромная дама”; “я — деловая”; “я — свой парень” и так далее. И когда мужчина встречает даму, он непременно — осознанно или не осознано — считывает этот текст.
Я поставил немало спектаклей как режиссер. Это значит, что я много раз видел, как трудится художник по костюмам и как костюм влияет на актера. Что это значит?
Эскизы костюмов, как правило, утверждаются на начальном этапе работы над спектаклем, потом идут репетиции с актерами: мы ищем образ, спорим, соглашаемся, короче говоря, работаем.
Проходит время, и — первая примерка костюмов. После этой примерки, оставаясь в репетиционной одежде, актеры начинают существовать совсем по-другому. Они примерили костюм — и как бы примерили судьбу. Костюм сделал чужую судьбу своей. Такое волшебство.
Тогда зачем нужна мода?
А мода? Как же она?
Мода помогает человеку решить две главные задачи, если, конечно, он хочет их решать.
Иногда говорят, что, например, красная дорожка премии Оскар — это бесконечная демонстрация моды. Для знатоков, может быть, да. Но для большинства людей здесь не столько демонстрируют модные тенденции, сколько стараются, извините, выпендриться. Увидев звезду в сногсшибательном платье, вы никогда не догадаетесь, снимок сделан в этом году или пять-семь лет назад, хотя мода за эти годы изменилась.
Второе. Мода помогает, одеваясь, не анализировать самого себя и вообще особо не задумываться над процессом одевания. Сегодня модно то-то и то-то? У меня есть деньги это приобрести? Отлично! Я так и сделаю.
Так что получается: мода — плохо?
Плохо любое чрезмерное погружение в некий социальный диктат. Мода же бывает не только на вещи, но, скажем, на язык (модные словечки); на профессии (модная профессия); на отношения (сегодня модны гражданские браки; сегодня модно жениться на женщине, значительно тебя младше). И так далее.
Любая диктатура — то есть бездумное следование чему-то, например, моде — это плохо.
Можно ли изменить жизнь, сменив гардероб?
Учитывать веяния моды на одежду, наверное, хорошо. Но наличие явления моды и подчинение ее тенденциям не меняют наш вывод: одежда кричит о том, каким вы хотите презентовать себя миру.
Когда ко мне приходят женщины, у которых нелады в личной жизни, они практически всегда одеты в темное. Черный и коричневый — их любимые цвета.
Почему? Потому что, с одной стороны, они хотят любви, а с другой — преподносят себя как дамы незаметные. Они привыкли, что их не замечают, и у них нет сил, а главное, желания изменить ситуацию.
Психологика их жизни такова: реальность враждебна, поэтому надо затеряться. Они выключили волюнтатерапию — игнорируют свои желания.
Помните невероятное перевоплощение героини Алисы Фрейндлих в “Служебном романе” Брагинского и Рязанова? Первое, что она сделала, полюбив, — сменила одежду. Как сейчас бы сказали — имидж. Сумела подчиниться своим новым желаниям, и… “через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика”.
Еще раз подчеркну: одежда показывает не то, какой вы есть, а то, каким вы хотите, чтобы вас видели. И вас видят именно так, как вы того желаете.
Из этого какой можно сделать вывод? Ваша одежда — это ваше письмо миру. Только и сугубо от вас зависит, каким будет “текст” этого письма.
Есть люди, которые очень внимательно следят за модой: они хотят поражать мир своей современностью. А есть те, кто всем своим видом демонстрирует, что за модой не следит. Они посылают в мир такой сигнал: я — над бытом, над модой, самое интересное во мне что-то другое.
Разглядывая себя перед зеркалом, мы чаще всего думаем о том, чтобы одеться аккуратно, чисто, красиво, и чтобы то, что мы надели, нам шло, то есть соответствовало нашему вкусу. Это неправильно?
Правильно. Но как говорится, необходимо, но недостаточно. Одеваясь, важно спросить себя: “Какой сигнал я хочу послать миру? Я хочу, чтобы все увидели, что я…” — какой? Понимаете?
Если у женщины есть материальная возможность поменять гардероб — темный на светлый, — то таким образом она как бы пишет новое письмо миру. Соответственно меняется взгляд мира на нее, и, соответственно, ее взгляд на мир. Меняется ее существование.
У вас есть счастливое платье?
А теперь такой вопрос: “У вас есть счастливая одежда? Имеется ли у вас свитер, или юбка, или пиджак, или рубашка, или даже носки, надев которые вы одерживали победы или решали проблемы, и теперь всегда надеваете их, если знаете, что впереди вас ждет нечто важное?”
Кому-то мой вопрос покажется бредовым. Понимаю. Как можно объяснить, что носки или юбка приносят счастье? Так не бывает!
Но факт остается фактом: у многих людей, и я один из них, счастливая одежда есть. Как футбольный болельщик свидетельствую: подавляющее большинство тренеров в финальной игре надевают ту же одежду, которая была на них, когда они победили в полуфинале. Я лично знаю много великих музыкантов и актеров, которые убеждены, что счастливая одежда есть и она помогает.
Поглядим на этот вопрос с точки зрения психофилософии.
Человек, который верит в недоказуемую историю про то, что одежда приносит счастье, более подготовлен к важному событию, нежели тот, кто не верит “во всю эту чушь”. Само словосочетание “счастливая одежда” представляется настолько несерьезным, что кажется даже неловким всерьез это обсуждать. Между тем счастливая одежда — это весомый аргумент в положительном самонастрое. И вполне возможно, что она поможет человеку в трудном состоянии более позитивно настроиться на какое-то важное дело, на решение серьезной проблемы.
В конце концов, кто сказал, что все на свете должно непременно иметь научное объяснение? Ведь самое главное, что счастливая одежда работает!
Подведем итоги. Если человек понимает, что ему надо менять свои привычки, то стоит начинать с привычки одеваться. Точнее, с изменения этой привычки. Просто потому, что это — понятно и не так трудно. А эффект будет всегда. Уверяю вас.
Я хочу, чтобы меня видели… не знаю, кем
Напоследок я задам вам вопрос. А вы, не заглядывая в то, что написано дальше, быстро ответите на него. Ответите то первое, что придет вам в голову. Договорились?
Итак, вопрос: “Кто вы?”
Ответили?
Я тысячи раз задавал этот вопрос людям и убедился: человек отвечает не то, кто он есть, а то, каким бы он хотел, чтобы его видели.
Одна женщина говорит:
— Я — мать.
Значит, для нее самое главное, чтобы в ней видели маму.
А другая:
— Начальник смены.
Значит, для нее важна ее социальная роль.
Самых распространенных ответов два.
Либо:
— Я женщина (или мужчина).
Либо:
— Я — дальше следует фамилия, имя, отчество.
И тот и другой ответ свидетельствуют о том, что большинство людей хотят, чтобы мир в них видел их самих, без регалий, без званий и так далее. Кстати, дети практически всегда дают именно один из этих двух ответов.
А теперь вы можете сами подумать (если хотите): насколько ваша одежда соответствует тому, как вы хотите, чтобы вас видел мир.